ГПТО


Тема ГППТО:  «Преемственность в работе ДОУ и школы как условие успешной адаптации детей к школьному обучению»


План 2018-2019 учебный год
п/п
Мероприятия
Участники
Сроки

1.

Организационное заседание участников ГППТО 

СОШ, ДОУ

педагоги художественно-эстетической направленности

сентябрь

2.

Конкурс «Мисс Саяночка-2018»

Д/К «Юность»
воспитанники ДОУ

октябрь

3.

Семинар «Профессиональный стандарт в работе педагога»

педагоги 

СОШ, ДОУ

декабрь

4.

Детский творческий проект
«Волшебный мир музыки М.П.Мусоргского»,
180 лет со дня рождения композитора

1 классы СОШ,
подготовительные к школе группы ДОУ

январь- февраль

5.

Работа в сетевом сообществе: новости, анкетирование, тестирование, дискуссии, рассуждения на тему, транслирование опыта в рамках сообщества


СОШ, ДОУ
сообщество педагогов художественно-эстетической направленности

в течение года

6.
Линейка открытых мероприятий «По ступенькам мастерства» (мастер-классы, уроки, занятия и т.д.)

ДОУ, СОШ
(учителя музыки, изо, музыкальные руководители) 

В течение года

7.
«События. Проблемы. Перспективы»  итоговое заседание

ДОУ, СОШ

май






24 сентября состоялось первое в этом учебном году заседание городского профессионального педагогического творческого объединения. На  заседании руководитель проанализировал деятельность работы ГППТО 2017-2018 уч. года, педагоги обсудили план работы объединения на 2018-2019 учебный год. Отмечено, что в этом году запланирована деятельность педагогов в сетевом сообществе по теме "Повышение профессиональных компетентностей в рамках введения Профессионального Стандарта". В заключение педагоги обменялись своими достижениями и успехами в прошедшем году.


Подготовка к Городскому конкурсу среди воспитанниц
 дошкольных учреждений города 
"Мисс Саяночка - 2018"

ВНИМАНИЕ!!! 

Начинается подготовка к городскому конкурсу "Мисс Саяночка - 2018", который будет проходить 24 октября в 18.00 во ДВОРЦЕ КУЛЬТУРЫ "ЮНОСТЬ". Категория участниц 5-7 лет. Конкурс будет проходить в 3 этапа. 

1. Дефиле осеннего костюма "Ходит Осень не спеша, как же Осень хороша"

2. Интеллектуальный конкурс "Что лишнее?"

3.Творческий номер "Мы играем и поём - очень весело живём" 

Номера представляются в любом жанре: песня, танец, художественное слово, театрализация и т.д.
Пожелаем юным конкурсанткам удачи!

СЕТЕВОЕ СООБЩЕСТВО
В ноябре началась работа в сетевом сообществе учителей музыки, изобразительного искусства СОШ и музыкальных руководителей ДОО. Тема сетевого сообщества "Повышение профессиональных компетентностей педагогов в условиях введения Профессионального Стандарта", что на сегодняшний день является одной из актуальных. В рамках работы сообщества у педагогов есть возможность, выполняя задания погрузиться в изучение документа "Профессиональный Стандарт - Педагог", наметить траекторию развития своей профессиональной личности. За время работы участники выполнили следующие задания: 
  1.         творческое - сочинение акростиха на тему "педагоги в условиях введения ПС", в основе которого зашифровано ключевое слово ПЕДАГОГИ.
  2.       блиц-анкета "Знаете ли Вы Профстандарт?"
  3.       создание модели профессиональных компетентностей педагога.
Желаю участникам сетевого сообщества успехов в изучении Профессионального стандарта. 

ВНИМАНИЕ!
   
31 января в 15.00 на базе Центра развития образования состоится семинар-практикум "Профессиональный стандарт в работе педагога", целью которого является формирование компетенций в вопросе «Профессиональный стандарт «Педагог», умений свободно ориентироваться в обсуждаемой проблеме, вести диалог; формирование в группе единого взгляда на личностные и профессиональные качества педагога. Участниками семинара являются члены Городского профессионального педагогического творческого объединения музыкальных руководителей, учителей музыки и ИЗО.

Семинар "Профессиональный стандарт в работе педагога"

        В соответствии с планом работы МОУ ДПО «Центр развития образования города Саянска», в рамках деятельности городского профессионального педагогического объединения учителей музыки и изобразительного искусства, 31 января 2019 года состоялся семинар-практикум «Профстандарт в работе педагога». Цель семинара – повышение компетентности педагогических кадров в освоении ПС, формирование единого взгляда на личностные и профессиональные качества педагога, умения свободно ориентироваться в обсуждаемой проблеме, вести диалог.
      Теоретическая часть семинара была представлена в форме заседания клуба знатоков Профессионального стандарта «Что? Где? Когда?», где участники отвечали на вопросы педагогической общественности города по содержанию ПС.
        Интерактивная форма проведения «Открытой кафедры», позволила участникам порассуждать над вопросом «Что было бы, если…», и высказать свою точку зрения в отношении документа  в следующих  вариациях продолжения ответов: «...если бы я была властна изменить содержание профстандарта»; «...если бы меня услышали руководители от образования»; «...если бы родители сидели передо мной».
          Практическая часть заключалась в составлении интеллект-карты, отражающей структуру профессиональной деятельности педагога по трудовым функциям: обучение, воспитание и развитие и выделение тех компетенций, которые для педагогов являются на их взгляд новыми, значимыми.  
        Рефлексия «Разброс мнений» как выявление группового общественного мнения  показала, что, несмотря на трудности, неизвестность  в процессе внедрения ПС в практику работы педагогов, участники готовы к переменам, которые в свою очередь позволят  педагогам определить действия, способствующие развитию профессиональных компетенций, тем самым спланировать индивидуальную траекторию саморазвития в условиях введения профессионального стандарта.


Линейка открытых мероприятий

                    "По ступенькам мастерства"
В соответствии с планом ГППТО в течение года проходила линейка открытых мероприятий  «По ступенькам мастерства». 27 февраля педагогами МОУ СОШ№2 Маляровой С.А., Барахаевой О.В., проведён открытый интегрированный урок музыки и изобразительного искусства «Вечные темы в искусстве и жизни» в 6 б классе.

Представленный урок по программе Е.Д. Критской «Музыка» 6 класса способствовал созданию условий для формирования понимания   вечных тем в искусстве,   эстетической, эмоциональной отзывчивости к произведениям искусства, достижению метапредметных и личностных результатов, соответствовал требованиям ФГОС.
Учащиеся самостоятельно определили учебные задачи, план работы на урок и разделились на группы художников, музыкантов, поэтов.
Применённые приёмы смыслового чтения «Шляпа вопросов» в ходе групповой работы содействовали формированию умений работать с информацией, представленной в виде текста и изображения. При активизации познавательной деятельности продемонстрирован приём «Ассоциации». Работа с  красками способствовала развитию у школьников умения использовать цвет как инструмент передачи своих чувств и представлений о добре и зле.
Комфортные условия образовательного процесса, созданные для активной совместной деятельности в разных учебных ситуациях, позволили учащимся работать быстро, продуктивно, активно и с интересом.
Организация самооценки по установленным критериям была направлена на решение задач, связанных с формированием осознанного отношения к собственной познавательной деятельности и формированию ответственности за ее результаты.
Самооценка и рефлексия учащихся демонстрирует достижение планируемых результатов.


   


 



                          Проект "Наставник 2.0."
"Педагогическая весна"
              

1 марта во Дворце культуры "Юность"в рамках проекта  "Наставник 2.0."состоялась творческая встреча в формате "WorkKafe".Участники проекта - наставники и их подопечные - молодые специалисты педагогического сообщества в тёплой атмосфере встретили первый день весны и продуктивно пообщались друг с другом. Директор Центра развития образования Бадулина Татьяна Алексеевна рассказала о перспективах проекта "Наставник 2.0.". Заместитель мэра по социальным вопросам Ермаков А.В.  напомнил о мерах поддержки молодых специалистов. В течение встречи работали творческие мастерские педагогов, где участники могли прикоснуться к талантам своих коллег. Весеннее настроение создавала вокальная группа "Мелодия" в состав которой вошли музыкальные руководители детских садов. 

"МЭО-детский сад 3.0."
   

19 марта на базе МДОУ "ЦРР-детский сад №21 "Брусничка" состоялось заседание ГППТО музыкальных руководителей, учителей музыки и изо. Педагоги Гиляка Л.В., и Реутова О.В. познакомили коллег с системой Мобильное электронное образование и поделились опытом внедрения её образовательный процесс. ("Виртуальный музей" в рамках "Продвижения педагогов", и фрагмент музыкального занятия с использованием МЭШ "Теремок")  Коллеги обратили внимание на реализацию  смешанного обучения - это сочетание традиционных форм  обучения с элементами электронного обучения, в котором используются  специальные  информационные технологии, такие как компьютерная графика, аудио и видео, интерактивные элементы и т.д. Смешанное обучение полностью соответствует требованиям ФГОС,  и развивает у детей самостоятельность, инициативу, творчество. Воспитанник обретает пространство свободы и ответственности, в котором он учится делать осознанный выбор и отвечать за его последствия.  


"Волшебный мир музыки музыки М.П.Мусоргского"

С целью приобщения детей к культурному музыкальному наследию прошлого и настоящего, к мировой и национальной музыкальной культуре, в соответствии с планом ГППТО и темой ассоциации в период с 16.04.2019 – 23.04.2019 в образовательных учреждениях города прошли совместные мероприятия, посвящённые 180-летию русского композитора М.П. Мусоргского.
 Решая задачи преемственности, участниками мероприятий стали воспитанники подготовительных к школе групп ДОУ и учащиеся 1 классов общеобразовательных школ.
Педагоги представили разнообразные формы проведения мероприятий: интерактивное путешествие, кино-студия «Сказка представляет…», встреча-сюрприз, урок-экскурсия, занятие с элементами театрализации.

Применение активных методов восприятия, приемов взаимодействия между участниками мероприятий побуждали детей к мыслительной активности, к проявлению творческого, исследовательского подхода, поиску новых идей, способствующих более глубокому  проникновению в содержание и осмысление  музыкальной миниатюры «Картинки с выставки» М.П.Мусоргского.





Итоговое заседание ГППТО

21 мая на базе Центра развития образования прошло заключительное заседание городского педагогического творческого объединения учителей музыки, изобразительного искусства общеобразовательных школ, музыкальных руководителей ДОУ. 
Руководитель объединения Олиярник Г.В. подвела итог работы за 2018-2019 учебном году. Педагоги наметили перспективы на следующий учебный год, поделились опытом с коллегами. Работа ГППТО признана удовлетворительной.

 






    
















Тема ГППТО:  «Преемственность в работе ДОУ и школы как условие успешной адаптации детей к школьному обучению»

План 2017-2018г.г.

п/п
Мероприятия
Участники
Сроки
1.
Фестиваль детской песни «Песенка-чудесенка»
Тема: «Мир, в котором мы живём», посвященный году Экологии в России.
ДОУ
ноябрь
2.
Семинар-практикум «Палитра идей»

СОШ
учителя изо
февраль
3.
Линейка открытых мероприятий (уроков, занятий) «По ступенькам мастерства»
ДОУ, СОШ
(учителя музыки, изо, музыкальные руководители)
март
4.
«Музыкальный марафон» викторина, посвящённая 340-летию Антонио Вивальди среди учащихся 6-х классов
СОШ
март
5.
Панорама педагогических идей «Ключ к творчеству»
ДОУ, СОШ
(Учителя музыки, музыкальные руководители)
апрель
6.
«События. Проблемы. Перспективы»  итоговое заседание
ДОУ, СОШ
май



Городской фестиваль детской песни

Это мир, в котором мы живём!

В соответствии с планом работы МОУ ДПО «Центр развития образования города Саянска» 18 ноября на сцене Дворца Культуры "Юность" проходил городской фестиваль детской песни "Песенка-чудесенка", посвящённый Году Экологии в России. Песенный репертуар, который исполняли воспитанники дошкольных учреждений города, был тщательно подобран педагогами - музыкальными руководителями, соответствовал возрастным возможностям детей дошкольного возраста, отражал тему фестиваля - "Мир в котором мы живём" и был направлен на формирование у детей экологической культуры, любви и бережному отношению к окружающей природе и заботе о друзьях наших меньших. 
Ведущие праздника Матушка Природа (в роли музыкальный руководитель МДОУ №36 Олиярник Г.В.) и сказочный персонаж Шуршик (в роли Денис Глотов, талантливый соведущий, учащийся СОШ №5) через песенное творчество воспитанников открыли зрителям фестиваля удивительный и неповторимый мир природы нашей планеты Земля, напомнили правила поведения в природе, а так же, что нужно делать для того, чтобы сохранить красоту нашего мира для будущих поколений. Яркие, красочные номера оценивало компетентное жюри Киселёва Любовь Леонидовна - ведущий специалист по дошкольному образованию города Саянска, Карелина Ирина Михайловна - заместитель начальника управления культуры и Малинова Яна Владимировна - заместитель директора по учебно-воспитательной работе ДМШ. В номинациях жюри отметило следующих участников:
номинация "Музыкальная изюминка" - вокальная группа "Радужные звёздочки" МДОУ №35;
номинация "Яркие звёзды" - вокальная группа "Домисолька" МДОУ №19;
номинация "Звонкий голосок" - вокальная группа "Солнышко" МДОУ №22;
номинация  "Юные артисты большой сцены" - вокальная группа "Созвездие" МДОУ №25;
номинация "Улыбка зрителя" - солистка МДОУ №21 Алёна Коробова.
 Фестиваль закончился прекрасной тематической песней "Давайте сохраним" на музыку В.П.Серебрянникова, слова Н.Старшинова, песней, которая нашла признание среди детей и молодёжи, и стала неофициальным гимном для тех, кто любит природу и борется за бережное отношение ко всему живому на земле. Под эту песню бережно из рук в руки дети и взрослые передавали макет земного шара, тем самым символизируя, что всё в наших руках, помыслах и деяниях.
Благодарю за помощь в организации фестиваля директора ДК "Юность" - Майорову Светлану Викторовну, художественного руководителя Внукову Ирину Дмитриевну, музыкальных операторов за техническую поддержку и красочное оформление фестиваля.

 


                                               
                                                     Музыкальный руководитель МДОУ №36 "Улыбка", 

руководитель ГПТО - Олиярник Г.В. 

Теоретический семинар
«Профстандарт – новое в работе педагога»

В соответствии с планом работы МОУ ДПО «Центр развития образования города Саянска», в рамках работы стажировочной площадки «Модернизация системы повышения квалификации педагогов города Саянска как фактор профессионально-личностного потенциала педагога в условиях введения Профстандарта», 28 ноября 2017 года в Центре развития образования состоялся теоретический семинар «Профстандарт – новое в работе педагога». Цель семинара – включение молодых педагогов в активную работу по саморазвитию в условиях введения профессионального стандарта.
Под руководством Центра развития образования и специалистов МДОУ№36  Долгих Н.Ф., Олиярник Г.В.,  Шишмарвой А.М., на семинаре были рассмотрены теоретические вопросы содержания и структуры Профессионального стандарта педагога.
Использование интерактивных методов обучения позволило педагогам определить действия, способствующие развитию профессиональных компетенций, тем самым спланировать индивидуальную траекторию саморазвития в условиях введения профессионального стандарта.
На семинаре обучено 24 молодых педагога.




Семинар-практикум

 «Преемственность в формировании художественного творчества детей на разных этапах дошкольного и школьного обучения в условиях реализации ФГОС». 

В соответствии с планом работы МОУ ДПО «Центр развития образования города Саянска», в рамках работы городского педагогического творческого объединения «Преемственность в работе ДОУ и школы как условие успешной адаптации детей к школьному обучению», 16 февраля 2018 года, на базе МОУ «СОШ №7» состоялся семинар-практикум «Преемственность в формировании художественного творчества детей на разных этапах дошкольного и школьного обучения в условиях реализации ФГОС». Цель семинара – объединение усилий педагогов художественно-эстетического цикла по решению вопросов преемственности на разных уровнях образования ДО, НО, ООО.
В семинаре приняли участие 14 педагогов.
В ходе семинара руководитель ГПТО Олиярник Г.В. раскрыла теоретические вопросы содержания преемственности в построении единой образовательной среды на всех уровнях дошкольного, начального и основного общего образования в соответствии с ФГОС в направлении художественно-творческая деятельность.
Янь О.С. воспитатель МДОУ №36 «Улыбка» представила опыт работы «Развитие самостоятельности, любознательности и инициативности дошкольников в художественно-творческой деятельности» и в рамках семинара-практикума провела мастер класс «Рукотворный Арт». Включение педагогов в деятельность,   в процессе которой Ольга Семёновна продемонстрировала нетрадиционные подходы,  формирующие у дошкольников в ходе создания художественных образов самостоятельность в выборе средств и материалов, умение устанавливать причинно-следственные связи и аналогии, умение образно мыслить и объяснять, применять полученные знания в жизни, позволит педагогам осуществлять образовательную деятельность в соответствии с требованиями ФГОС.
Хитрихеева С.П. учитель изо МОУ «СОШ №7» в выступлении «Изобразительное искусство» как предмет начальной школы в условиях реализации ФГОС» осветила  проблему адаптации дошкольников к условиям школьной жизни, развитию универсальных учебных действий учащихся как целевых ориентиров образовательного процесса при переходе от дошкольного к начальному образованию, а также возможность интегрированного использования современных образовательных технологий, позволяющих формировать УУД не только на уроках изобразительного искусства, но и во внеурочное время через организацию проектно-исследовательской деятельности.
Барахаева О.В. учитель изо и черчения МОУ «СОШ №2» представила опыт работы по проектированию современного урока ИЗО, методологической основой которого является системно-деятельностный подход, заключающийся в развитии личности учащегося на основе освоения универсальных способов деятельности. Ольга Валерьевна  практически  продемонстрировала отличия современного урока в соответствии ФГОС от традиционного с учётом новых требований.
      Кулешова Елена Анатольевна – учитель изо гимназии им. В.А.Надькина провела мастер-класс «Изготовление лоскутных кукол как средство духовно-нравственного воспитания школьников». Елена Анатольевна продемонстрировала технологию коллективной деятельности. Этнопедагогические методы образования, позволили педагогам определить действия, способствующие развитию их профессиональных компетенций в формировании у учащихся эстетических ценностей и идеалов, основанных на лучших традициях отечественной народной культуры.






Повышение профессиональной компетенции 

музыкальных руководителей ДОО


Аникьева Наталья Витальевна,
старший преподаватель ИРО
г. Иркутск
С 12 по 16 марта на базе Института развития образования г.Иркутска проходила курсовая подготовка по теме "Повышение профессиональной компетенции музыкальных руководителей ДОО".  Программа курсов предусматривала: обзор программ по музыкальному воспитанию дошкольников, реализацию требований ФГОС ДО в практику музыкального воспитания, а так же освещались проблемы профессиональной компетентности музыкальных руководителей ДОО. Курсовую подготовку прошли музыкальные руководители МДОУ №35 "Радуга" - Корбмахер.М.Ю., Реутова О.В. и Олиярник Г.В. МДОУ№36 "Улыбка". В рамках курсов педагоги имели возможность посетить открытые мероприятия и мастер-классы в дошкольных учреждениях г. Иркутска,  поделиться опытом с коллегами по теме "Методы и приёмы формирования основ музыкальной культуры дошкольников". Педагоги пополнили свой  багаж практическими новинками, а так же  разнообразными формами работы для выстраивания отношений со всеми участниками образовательного процесса в условиях реализации ФГОС ДО.


Внимание! Викторина!

25 апреля  состоится городская викторина, посвященная 340-летию итальянского композитора А.Вивальди среди учащихся 6-х классов общеобразовательных школ г. Саянска. Инициатором проведения  викторины является ГПТО учителей музыки, ИЗО, музыкальных руководителей МДОУ при поддержке МОУ ДПО «Центр развития образования», УО.

Целью мероприятия является - активизация интереса и пропаганда лучших образцов классической музыки, популяризация творческого наследия А.Вивальди, развитие творческого потенциала учащихся, а также привлечение внимания общественности в сфере музыкально-художественного искусства.

Музыкально-интеллектуальная викторина
"Под музыку А.Вивальди"

  "Мир Барокко - мир, в котором нет покоя" - так писатель И.А.Бунин говорил об удивительном и причудливом периоде развития искусства. Изысканная роскошь, пышность и причудливая эстетика, присущая эпохе Барокко в полной мере нашли воплощение в творчестве знаменитого венецианца Антонио Вивальди, 340-летие которого мир искусства отмечал в марте. Его необыкновенная музыка, над магнетизмом которой не властно время, сохранилась в своём первозданном виде и сегодня занимает почётное место среди величайших достояний мирового музыкального искусства. 
   Образовательное сообщество города не осталось в стороне от этого события и 25 апреля на базе МОУ "СОШ №2" прошла музыкально-интеллектуальная викторина "Под музыку А.Вивальди", среди учащихся 6-х классов образовательных организаций. Инициатором проведения данного мероприятия являлось городское профессиональное творческое объединение педагогов художественно-эстетического направления. Учащиеся совершили виртуальную экскурсию в Венецию. Проникнуться той атмосферой помогло выступление ансамбля скрипачей "Лира" - руководитель Ткачёва Ольга Анатольевна, концертмейстер Терёшин Дмитрий Владимирович. Юные скрипачки Малыгина Екатерина и Нарицина Екатерина, учащиеся ДМШ,исполнили "Концерт для двух скрипок". 
   Викторина включала 7 этапов. Участники демонстрировали:  в "Музыкальной викторине" - эрудицию в знании частей концерта «Времена года»; в тембровой викторине "Музыкальная головоломка" - определяли звучание разных групп инструментов; на этапе "Жизнь и творчество А.Вивальди" показали свои интеллектуальные знания о жизни и творчестве композитора; "Правда или нет?" - об особенностях эпохи барокко. Участие на этапах "Элиас" и "Диагональ" требовало нестандартного подхода, а так же включения ассоциативного мышления в решении творческих заданий на этапе "Кроссенс". Координаторы из числа музыкальных руководителей ДОО работали с учащимися.
  Компетентное жюри в лице Малиновой Яны Владимировны - заместителя директора по учебно-воспитательной работе ДМШ, Кадубец Тамары Петровны - методиста ЦРО г.Саянска,
Полетаева Виктора Петровича - преподавателя ДХШ, объявило победителей и номинантов викторины:
       I место – команда «Аккорд» «Гимназии им. В.А. Надькина», руководитель – учитель музыки М.Н. Новобрицкая;
     II место – команда «Барокко» МОУ «СОШ №3», руководитель – учитель музыки М.Н.Симеонова;
       III место – команда «Вдохновение» МОУ «СОШ №5», руководитель – учитель музыки В.А. Евстафьева.
  В рамках викторины проходил вернисаж-конкурс "Чарующая палитра "Времён года" А.Вивальди". По итогам вернисажа-конкурса победителями в номинациях стали:
- в номинации «Зимняя феерия» - Порошина Дарья, учащаяся МОУ «СОШ №5», руководитель А.С.Князева
- в номинации «Весенняя фантазия» - Циммерман Ксения, учащаяся МОУ «СОШ №7»,  руководитель С.П.Хитрихеева
- в номинации «Летнее вдохновение» - Залескина Алина, учащаяся МОУ «СОШ №4», руководитель Е.В. Лысенко
- в номинации «Осенняя палитра» - Васильев Александр, учащийся МОУ «СОШ №4», руководитель Е.В. Лысенко
 - в номинации «Приз зрительских симпатий» - Тумакова Вероника, учащаяся МОУ «СОШ №6», руководитель Т.И.Соснова.
Победителям и участникам были вручены грамоты и благодарности, а также диски с материалами по теме.
Рефлексия мероприятия показала, что ребятам было интересно участвовать в викторине, они пополнили багаж знаний по теме "Искусство эпохи Барокко", их заинтересовали новые, нестандартные этапы "Кроссенс", "Элиас", "Диагональ". Особый интерес учащиеся проявили к тембровой викторине, которая проходила на основе компьютерной игры "Алиса и А.Вивальди". А главное, ребята высказали желание ещё больше узнать о творчестве Вивальди, многие хотели бы побывать в Венеции и увидеть этот удивительный город, где всё пропитано музыкой несравненного мастера звукописи, композитора, который создавал вдохновенную музыку с благословения её величества скрипки.
Закончилось мероприятие флешмобом. Педагоги и дети вокально слились в исполнении песни "Под музыку Вивальди" (муз. В.Берковского, сл. А.Величанского).  Такое музыкальное единение выражает живую связь поколений, ведь кто, если не старшие наставники передадут ребятам жажду открытий, стремление узнать "с чего всё начиналось?" 
Выражаю благодарность всем участникам и организаторам музыкально-интеллектуальной викторины. Пусть время "высокой музыки" сопровождает Вас всю жизнь.
Руководитель ГПТО - Олиярник Г.В.


 

Комментариев нет:

Отправить комментарий