Памятка воспитателю
Преемственность между музыкальными занятиями и другими звеньями комплексного процесса музыкального воспитания и развития детей осуществляется воспитателем. Его работа с детьми направлена на закрепление навыков и умений, полученных на музыкальных занятиях. при этом воспитателю необходимо учитывать особенности каждого ребёнка, его способности к музыке и движению, степень усвоения материала. Включая музыкальные произведения в занятия по изобразительной деятельности, развитию речи и другие, воспитатель должен ориентироваться на программные требования и репертуар.
Даже при отсутствии определённых навыков в исполнении на инструменте воспитатель сможет провести занятие доминантного типа, где ведущим видом деятельности будет слушание музыки. Содержание занятий предполагает определённую вариативность,например, использование аудио файлов, записей.
Деятельность познавательно-эстетического характера непосредственно в группе предполагает обращение воспитателя к музыке: например, чтение сказки можно проиллюстрировать слушанием музыки С.Прокофьева "Сказочка", а беседы о временах года - пьесами П.Чайковского "Осенняя песнь", "Зимнее утро", "Песня жаворонка"
перечислю основные требования к музыкально-эстетической подготовке воспитателя:
- знание музыкального репертуара на конкретный период времени и обязательное включение его в повседневную жизнь детского сада;
- умение осуществлять индивидуальный подход к детям (подбор музыкальной деятельности, соответствующей возрасту, потребностям и интересам ребёнка);
- умение организовывать занятия и игры, связанные с искусством (игра в концерт, в музыкальную школу, "Рисуем музыку", и т.д. включение в деятельность детей игры-инсценировки);
- умение собственным примером стимулировать музыкальные проявления детей (пропеть вместе песню, послушать музыку и побеседовать об услышанном)
- умение соотнести содержательное и методическое обеспечение педагогического процесса с конкретными обстоятельствами (введение музыкально-дидактических игр в самостоятельную деятельность и в соответствии с задачами музыкального занятия)
«Музыкально-игровая деятельность как
средство повышения речевой активности детей раннего возраста»
Игры, развивающие внимание и слуховое
восприятие
С самого рождения ребенка окружает
множество звуков: шум ветра и дождя, шелест листьев, лай собак, сигналы машин,
музыка, речь людей и т.д.
Но все эти слуховые впечатления воспринимаются малышом
неосознанно, сливаясь с другими, боле важными для него сигналами. Ребенок пока
еще не умеет управлять своим слухом, порой просто не замечает звуков, не может
сравнивать и оценивать их по громкости, силе, тембру.
Умение сосредоточиться на звуке – очень важная
особенность человека. Без нее нельзя научиться слышать и понимать речь,
основное средство общения.
Для того, чтобы ребенок научился чисто и ясно произносить
звуки, отчетливо выговаривать слова, правильно пользоваться голосом (говорить
выразительно, там, где необходимо, менять громкость и скорость речи), он должен
научиться напрягать слух, улавливать и различать звуки. Эта способность не
возникает сама собой, даже если у ребенка острый слух от природы. Ее нужно
развивать с первых лет жизни. Лучше всего делать это в игре.
Цель игр, приведенных ниже, - открыть для
малыша особый мир звуков, сделать их привлекательными и значимыми, говорящими о
чем-то важном. Вслушиваясь в слова, играя с ними, ребенок формирует свой слух,
улучшает дикцию, стараясь приблизить звучание своей речи к тому, что он слышит
от окружающих.
КТО ЧТО УСЛЫШИТ?
Цель: Развивать слуховое
внимание, пополнять активный словарь, развивать фразовую речь.
Оборудование: Ширма, колокольчик,
бубен, молоточек, «шумелка», барабан и т.п.
Ход: Воспитатель за ширмой по очереди издает
звуки выше перечисленными предметами и предлагает детям отгадать, каким
предметом произведен звук. Звуки должны быть ясными и контрастными,
чтобы ребенок мог их угадать.
УГАДАЙ, ЧТО ДЕЛАТЬ
Цель: Развивать умение переключать
слуховое внимание. Развивать координацию движений, умение соотносить свои
действия со звучанием бубна.
Оборудование: Бубен, два флажка.
Ход: У ребенка в руках два флажка. Если
воспитатель громко звенит в бубен, малыш поднимает флажки вверх и машет ими, а
если бубен звучит тихо – опускает флажки вниз.
Важно следить за правильной осанкой детей и
точным выполнением движений. Чередовать громкое и тихое звучание бубна нужно не
более 4 раз, чтобы ребенок мог легко выполнять упражнение.
СОЛНЦЕ ИЛИ ДОЖДИК?
Цель: Развивать умение переключать слуховое
внимание, выполнять действия согласно различному звучанию бубна, (шаг и бег)
ход: Воспитатель говорит: «Сейчас мы
пойдем на прогулку. Дождя нет, светит солнышко. Ты гуляй, а я буду звенеть
бубном. Если начнется дождь, я буду в бубен стучать, а ты, услышав стук, беги в
дом. Слушай внимательно, когда бубен звенит, а когда я буду стучать в него».
Можно повторять игру, меняя звучание бубна 3 – 4 раза.
УРАДАЙ, НА ЧЕМ ИГРАЮ
Цель: Развивать устойчивое слуховое
внимание, умение различать инструменты на слух по их звучанию.
Оборудование: Барабан, бубен,
дудочка и др.
Ход: Воспитатель поочередно показывает
ребенку музыкальные инструменты, уточняет их названия и знакомит с их
звучанием. Когда воспитатель убедится, что малыш усвоил название и запомнил
звучание инструментов, игрушки убирает за ширму. Воспитатель повторяет там игру
на разных инструментах, а малыш по звуку пытается угадать, «чья песенка
слышна».
Игры, развивающие силу голоса и темп речи
Воспитания звуковой культуры речи у ребенка данного
возраста направлено на развитие у него слухового восприятия, усвоение и
закрепление правильного звукопроизношения.
Голосовой аппарат малыша еще недостаточно окреп. Ребенок не
всегда может правильно им пользоваться, часто говорит тихо, шепотом или
наоборот крикливо.
Поэтому для развития голоса необходимо проводить игры, в
которых одни и те же звуки или слова надо произносить с различной громкостью.
Для того, чтобы речь малыша была выразительной, яркой и
красочной, чтобы он мог говорить как быстро, так и медленно, его необходимо
научить пользоваться умеренным темпом речи.
Это полезно не только для развития голоса, но и для
формирования хорошего слуха, умения воспринимать ритм и скорость произнесения
звуков.
ГРОМКО – ТИХО
Цель: Развивать умение менять
силу голоса: говорить и пропевать то громко, то тихо.
Оборудование: Большая и маленькая собачки
или другие игрушки.
Ход: Воспитатель показывает двух собачек
и говорит: «Большая собачка лает громко: «Ав-ав». Как лает большая собачка?
(ребенок повторяет громко). А маленькая собачка лает тихо: «Ав-ав». Как лает
маленькая собачка? (ребенок повторяет тихо)». Пропевание песни «Собачка» Е.
Тиличеевой
Игры, развивающие речевое дыхание
Хорошо поставленное речевое дыхание обеспечивает правильное
произношение звуков, слов и фраз. Для того чтобы научиться выговаривать многие
звуки, ребенок должен делать достаточно сильный вдох через рот.
Ниже приведены упражнения, в которых ребенку в игровой
форме предлагается подуть на различные предметы. Такие игры помогут
ребенку достичь плавного вдоха и быстрее освоить «трудные» звуки, развить
речевое дыхание. Эти упражнения полезны при нарушении плавности и темпа речи.
МАШИНА
Цель: Развивать речевое дыхание,
активизировать мышцы губ.
Ход: Упражнение проводится в зале или
группе. Воспитатель предлагает ребенку завести машину, накачать шину и
отправиться путешествовать. Дети крутят руль и издают звук губами на
выдохе. Важно следить за правильностью выдоха. Используем художественное
слово.
Завели машину ш-ш-ш
Накачали шину ш-ш-ш
Улыбнулись веселей
И поехали быстрей.
ПУЗЫРЬ
Цель: Развивать речевое дыхание и
звукового аппарата.
Ход: Играют несколько человек. Они
становятся тесным кругом и надувают воображаемый пузырь, дуют в кулачки,
составленные один на один «трубочкой».
«Раздувайся, пузырь, раздувайся большой,
Оставайся такой, да не лопайся!»
Потом большой пузырь сдувается.
дети длительно произносят звук «т-с-с-с-с». Игра
возобновляется.
ПТИЧКА
Ход: Вырабатывать длительное,
направленное, плавное ротового выдоха. Активизировать мышцы губ.
Оборудование: птичка на веревочке.
Ход: Дети поют песню, а в конце дуют на
птичку имитируя полет.
Птичка, птичка, полетай, полетай.
С нами, с нами поиграй, поиграй!
Фууууууууу! Фуууууууууууууууу!
(Русская народная
приговорка)
Игры, формирующие правильное
звукопроизношение
Общение ребенка со взрослыми и сверстниками наиболее
успешно осуществляется тогда, когда говорящий внятно и чисто произносит слова.
Нечеткое или неправильное произношение слов может быть причиной их непонимания.
Неправильное произношение отдельных групп звуков в младшем
дошкольном возрасте вполне закономерно и оправдано физиологическими
особенностями формирования детской речи. Но для того, чтобы создать
благоприятные условия для правильного произношения всех звуков, чистого и внятного
произношения слов, нужно проводить специальные игры и занятия.
Закрепление правильного произношения звуков осуществляется
путем многократного произношения слов, насыщенных этими звуками.
Для закрепления правильного звукопроизношения хорошо
использовать специальные песенки, стихи, потешки, в которых звучат подражание
голосам животных, птиц, звукам известных ребенку предметов (молотка, часов и
т.д.).
Умение правильно произносить звуки – важнейшее условие
хорошей дикции. Используя различные игры и упражнения, воспитатель учит ребенка
четко произносить слова. Он просит произнести слова так, чтобы были слышны все
звуки. Но сначала слова произносит взрослый в слегка замедленном темпе, дети
повторяют, затем скорость произношения увеличивается; весьма эффективно и
произношение слов шепотом – для этого требуется более артикуляция звуков.
ВО ДВОРЕ
Цель: Развивать речевой слух и способность
к звукоподражанию.
Оборудование: Игрушечные петух, курица,
кошка, собака, корова.
Ход: Воспитатель выразительно читает
стихотворение и показывает соответствующие игрушки.
Ку-ка-ре-ку!
Кур стерегу.
Кудах-тах-тах!
Снесла яичко в кустах.
Мур-мур-мур,
Пугаю кур!
Ам-ам! Кто – там?
Кря-кря-кря!
Завтра дождь с утра!
Му-му-му!
Молока кому?
(А. Барто)
Прочитав стихотворение, воспитатель задает ребенку вопросы:
«Как корова мычит?», «Как собачка лает?», «Как уточка крякает?» и т.д.
ПЕСНЯ – ПЕСЕНКА
Цель: Закреплять правильное
звукопроизношение. Развивать речевой слух и речевую активность, умение
произносить звуки и звукосочетания по подражанию.
Оборудование: Большая кукла, петух,
кошка, утка, медведь, лягушка.
Ход: Воспитатель сопровождает свой
рассказ показом игрушек-персонажей; четко произносит звукоподражания и
добивается этого от ребенка при ответах на вопросы по рассказу.
Запела девочка песенку,
Пела, пела и допела.
- Теперь ты, петушок, пой!
- Ку-ка-ре-ку! – пропел петушок.
- Ты спой, мурка!
- Мяу-мяу, - спела кошка.
- Твоя очередь, уточка!
- Кря-кря-кря, - затянула уточка!
- А ты, Мишка?
- Ряв-ряв-ряв, - зарычал медведь.
- Ты, лягушка, спой
- Квак-квак-квак, - проквакала лягушка.
- А ты, кукла, споешь?
- Ма-ма, ма-ма!
Сладкая песенка!
(Г. Гербова)
В конце рассказа ребенку задают вопросы: «Как поет кошечка?
Как поет Мишка?».
КУРОЧКА И ЦЫПЛЯТА
Цель: Развивать звукоподражание,
ориентировку в пространстве.
Оборудование: Шапочки курочки и
цыплят (по количеству детей)
Ход: Воспитатель изображает курочку, а
дети цыплят. «Курочка» с «цыплятами» ходят по лужайки и «клюют зернышки»
(стучат пальцами об пол).
Вышла курочка гулять,
Свежей травки пощипать,
А за ней ребятки,
Желтые цыплятки.
Ко-ко-ко да ко-ко-ко,
Не ходите далеко,
Лапками гребите,
Зернышки ищите!
(Т. Волгина)
Важно добиваться, чтобы дети подговаривали за
воспитателем, отчетливо произносили звукосочетания «ко-ко-ко».
К ним относятся игры – попевки «Барбос», «Жук»
Для развития устойчивости внимания на занятиях используются
приемы наглядности, занимательности, включения сюрпризных моментов, звучание
контрастных музыкальных инструментов.
Выполнение всех этих упражнений и игр в системе поможет
укрепить тело малыша, развить его речь, мышление, внимание,
эмоционально-волевую сферу, память, положительные качества личности, сделает
его чутким к красоте в искусстве и жизни.
«Условные рефлексы формируются сравнительно быстро, но
закрепление их происходит медленно. Многие умения, навыки, не будучи
подкрепленными, в дальнейшем легко могут разрушиться. Поэтому так важна
преемственность воспитания». Н.М. Аксарина
Поэтому очень важно использование материала с занятия в
самостоятельной деятельности. Дети быстрее принимают ситуацию и проявляют
активность, потому что знают игру и игровое упражнение. Чем младше ребенок, тем
ярче проявляется эта особенность.
Комментариев нет:
Отправить комментарий